Влияние религиозных реформ Сасанидского Ирана на христианизацию Кавказской Албании
PDF

Ключевые слова

раннее христианство, Кавказская Албания, царь Урнайр, Са- санидский Иран, религиозные реформы, миссия, история Церкви

Аннотация

Крупномасштабные политические и административные реформы, которые осуществил на рубеже III–IV вв. в Римской империи император Диоклетиан, фактически заложили основы для преобразований, совершенных императором Константином. В то же самое время на просторах главной политической соперницы Рима — Персидской империи шахиншахом Шапуром I и его преемниками проводилась крупнейшая религиозная реформа, которая вызвала противодействие со стороны государств Южного Кавказа, выразившееся в христианизации целого региона. Это обстоятельство предопределило историческую судьбу кавказских стран на последующие века. Ключевую роль в религиозном самоопределении Кавказской Албании (государства на исторической территории нынешнего Азербайджана) сыграл албанский царь Урнайр Аршакид Благословенный. В статье рассматриваются процессы, происходившие в Кавказской Албании в IV в. в связи с общей политической и религиозной обстановкой соседних государств, а также роль отдельных исторических личностей.

PDF

Литература

1. Абегян М. Х. История древнеармянской литературы. Т. I. Ереван: изд-во и тип.
Акад. наук Арм. ССР, 1948. 527 с.
2. Аннинский А. Древние армянские историки как исторические источники. Одесса:
Тип. Акц. Юж.–Рус. о–ва печ. дела, 1899. 133 с.
3. Апциаури Н. К вопросу о миссионерской деятельности св. Григория Просветите-
ля // Христианский Восток. СПб., 1999. № 1 (7). С. 289-295.
4. Арутюнова–Фиданян В. А. Григорий Просветитель // Православная энциклопедия.
М., 2009. Т. XIII. С. 41-47.
5. Брагинский И. С. Литература на среднеиранских языках // История всемирной
литературы. В 8 т. Т. II. М., 1984. С. 248-255.
6. Гуайта Дж. 1700 лет верности. История Армении и ее Церкви. М., 2002. 397 с.
7. Дашков С. Б. Цари царей — Сасаниды. Иран III–VII вв. в легендах, исторических
хрониках и современных исследованиях. М.: СМИ–Азия, 2008. 351 с.
8. Казарян А. Ю. Амарас // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 98.
9. Гандзакеци К. История Армении / пер. Л.А. Ханларяна. М., 1976. 357 с.
10. Книга посланий [Գիրղ թՂթռՑ]. Тифлис, 1901.
11. Луконин Г. Культура Сасанидского Ирана: Иран в III-V вв. : Очерки по истории
культуры. М.: Наука, 1969. 242 с.
12. Мамедова Ф. Дж. «История албан» Моисея Каланкатуйского как источник по об-
щественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. 198 с.
13. Мартиросян А. Маштоц. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 253 с.
14. Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделения христиан. М., 2003.
15. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. Ш.В. Смбатяна. Ереван:
Изд-во АН АрмССР, 1984.
16. Моисей Каганкатваци. История агван / пер. К. Патканова. СПб., 1861.
17. Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кав-
каз и Византия. Ереван, 1982. № 3. С. 5-20.
18. Алексий (Никоноров), иером. История христианства в Кавказской Албании. Баку,
2005.
19. Ованес Драсханакертци. История Армении / пер. М.О. Дарбинян-Меликян.
Ере-
ван, 1984.
20. Э. В. Ш. Леонтий // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. XL. С. 488.
21. Lagardii Р. Аnalecta syriaca. London: Williams & Norgate, 1858.
slot gacorhttps://www.journaltokaz.org/slot-gacor/https://marinelitterlab.eu/slot-gacor/https://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://litpam.com/wp-includes/-/slot-gacor-4d/https://www.joninstitute.org/slot-gacor/https://journalofcoms.com/slot-gacor/https://ejournal.umrah.ac.id/slot-gacor/https://reviewer-ppm.unsyiah.ac.id/slot-gacor/slot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://snip.eng.unila.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://www.koperzone.com/wp-content/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://www.satudata.polmankab.go.id/assets/slot-gacor/