Вопросы церковного права в полемической литературе по старообрядческому расколу 2-й половины XIX — нач. XX в
PDF

Ключевые слова

история Русской Православной Церкви, старообрядческий раскол, церковное право, противораскольнические сочинения, Синодальный период, полемика, апологетика, Белокриницкая иерархия, history of the Russian Orthodox Church, Old Believer schism, church law, anti-schismatic writings, Synodal period, polemics, apologetics, Belokrinitskaya hierarchy.

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена церковным расколом XVII в. (т. н. старообрядческим), продолжающимся несмотря на примирительные шаги, предпринятые руководством Московского Патриархата Русской Православной Церкви. К сожалению, старообрядческими группами («церквями») эти шаги были оставлены
практически без внимания. Более того, Русская Православная старообрядческая Церковь (РПСЦ, Белокриницкая иерархия) в результате последовательно непримирительной позиции в отношении Православной Церкви приобрела еще больший авторитет и влияние в старообрядческом обществе. Проблема
старообрядческого раскола, по мнению автора статьи, на сегодняшний день состоит не в том, чтобы привлечь старообрядцев вЦерковь или «примириться», а в том, чтобы не допускать перехода церковных чад к раскольникам. Этому может помочь углубленное, детальное изучение противораскольнических сочинений, особенно 2-й половины XIX — нач. XX в. В статье приводится краткий
обзор важнейших полемических противораскольнических сочинений о Церкви и церковной иерархии того времени. В описанных сочинениях подняты вопросы православного канонического права в отношении беспоповцев и поповцев, а также вопрос отмены (Поместный Собор 1971 г.) клятв Большого Московского Собора 1667 г. Данная статья адресуется, прежде всего, православным историкам (особенно историографам), канонистам, священнослужителям, а также всем, кто хочет изучить тему раскола Русской Православной Церкви. 

The relevance of the article is due to the church schism of the 17th century (Old Believers schism), which continues despite the conciliatory steps taken by the leadership of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. Unfortunately, these steps were ignored by the Old Believer groups (“churches”). Moreover, the Russian Orthodox
Old-Rite Church (Belokrinitskaya hierarchy), as a result of a consistently uncompromising position in relation to the Orthodox Church, acquired even greater authority and influence in the Old Believer society. The problem of the Old Believer schism, according to the author of the article, today is not to attract the Old Believers to the Church or to
“reconcile”, but to prevent the transition of Orthodox Christians to schismatics. This can be helped by an in-depth, detailed study of anti-schismatic works, especially in the second half of the 19th — early 20th centuries. The article provides a brief overview of the most
important polemical anti-schismatic writings about the Church and the church hierarchy of that time. The described works raise questions of Orthodox canon law in relation to the Bespopovtsy and Popovtsy, as well as the question of canceling (Local Sobor 1971) the oaths of the Great Moscow Sobor in 1667. This article is addressed, first of all, to
Orthodox historians (especially historiographers), canonists, clergymen, as well as everyone who wants to study the topic of the schism in the Russian Orthodox Church.

 

https://doi.org/10.24412/2686-9497-2021-13-14-51-60
PDF

Литература

Агапов, М. Ответ библиотекаря Гуслицкаго монастыря М. Агапова на вопрос старообрядца: «Почему не считается православною церковью правильным принятие м. Амвросия обществом старообрядцев в сущем его сане митрополита?» / М. Агапов. М., 1894.

Белоликов, В. З. Непримиримые противоречия в учении беспоповцев о священстве / В. З. Белоликов // Труды Киевской духовной академии. 1914. № 6. С. 268–277.

Громогласов, И. М. К вопросу о раскольнической Белокриницкой иерархии с канонической точки зрения / И. М. Громогласов. Сергиев Посад. 1895.

Зубарев Е. К., свящ. Современные вопросы в полемике с расколом старообрядчества / священник Е. К. Зубарев. Кострома, 1909.

Ивановский, Н. И. Критический разбор учения беспоповцев о церкви и таинствах / Н. И. Ивановский. Казань, 1892.

Ивановский, Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола спривосокуплением сведений осектах рационалистических имистических: в2ч. Ч. 2. Обличение раскола: учеб. для духов. школ / Н. И. Ивановский. Казань, 1909.

Кандарицкий, А. свящ. Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами / священник А. Кандарицкий. Стерлитамак, 1907.

Максимов Х., прот. Попытка узаконить беззаконие. К современному вопросу о старообрядческой иерархии и ея узаконений гражданской властью. О старообрядческих общинах, метрических записях, о молитвенных домах, съездах и других сектантов / протоиерей Х. Максимов. М., 1910.

Парфений (Агеев), игум. Обличение ответов, данных раскольниками в защиту своего новаго, так называемого Австрийскаго священства / игумен Парфений (Агеев). М., 1864.

Павел Прусский (Леднёв), архим. Беседы о свидетельствах и святоподобиях приводимых поповцами в защиту их глаголемаго священства / архимандрит Павел Прусский (Леднёв). М., 1896.

Плотников, К. Н. Руководство по обличению русского раскола старообрядчества: учеб. для духов. школ / К. Н. Плотников. СПб. 1911.

Предтеченский, А. И. О необходимости священства, против беспоповцев / А. И. Предтеченский. СПб., 1860.

Митрополит Корнилий: Путин благоволит старообрядцам // EADaily. URL: eadaily.com/ru/news/2020/01/16/mitropolit-kornily-putin-blagovolit-staroobryadcam (дата обращения: 5.06.2021).

References:

Agapov M. Otvet bibliotekaria Guslitskago monastyria M. Agapova na vopros staroobriadtsa: «Pochemu ne schitaetsia pravoslavnoiu tserkov’iu pravil’nym priniatie m.Amvrosiia obshchestvom staroobriadtsev v sushchem ego sane mitropolita?» [The Answer of the Librarian of the Guslitsky Monastery M. Agapov to the Question of the Old Believer: “Why does the Orthodox Church not Consider the Acceptance of M. Ambrose by

the Society of Old Believers in his actual rank of metropolitan is correct?”]. Moscow, 1894.

Belolikov V. Z. Neprimirimye protivorechiia v uchenii bespopovtsev o sviashchenstve [Irreconcilable Contradictions in the Teaching of the Bespopovtsy about the Priesthood]. Trudy Kievskoi Dukhovnoi Akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 1914, no. 6, pp. 268–277.

Gromoglasov I. M. K voprosu o raskol’nicheskoi Belokrinitskoi ierarkhii s kanonicheskoi tochki zreniia [On the Question of the Schismatic Belokrinitsky Hierarchy from the Canonical Point of View]. Sergiev Posad, 1895.

Zubarev E. K., sviashch. [Priest]. Sovremennye voprosy v polemike s raskolom staroobriadchestva [Modern Issues in the Controversy with the Split of the Old Believers]. Kostroma, 1909.

Ivanovskii N. I. Kriticheskii razbor ucheniia bespopovtsev o tserkvi itainstvakh [A Critical Analysis of the Teaching of the Bespopovtsy about the Church and the Sacraments]. Kazan, 1892.

Ivanovskii N. I. Rukovodstvo po istorii i oblicheniiu staroobriadcheskogo raskola s privosokupleniem svedenii o sektakh ratsionalisticheskikh i misticheskikh [Guide to the History and Denunciation of the Old Believer Schism with the Addition of Information about the Sects of Rationalist and Mystical]. Ch. 2. Oblichenie raskola [Denunciation of the Schism]. Kazan, 1909.

Kandaritskii A., sviashch. [Priest]. Opyt sistematicheskogo posobiia pri polemike s staroobriadtsami [The Experience of a Systematic Manual for Polemics with Old Believers]. Sterlitamak, 1907.

Maksimov Kh., prot. [Archpriest]. Popytka uzakonit’ bezzakonie. K sovremennomu voprosu o staroobriadcheskoi ierarkhii i eia uzakonenii grazhdanskoi vlast’iu. O staroobriadcheskikh obshchinakh, metricheskikh zapisiakh, o molitvennykh domakh, s»ezdakh i drugikh sektantakh [An Attempt to Legitimize Lawlessness. To the Modern Question of the Old Believer Hierarchy and Its Legalizations by the Civil Authority.

About Old Believer Communities, Metric Records, Prayer Houses, Congresses, and Other Sectarian Groups]. Moscow, 1910.

Parfenii (Aggeev), igum. [Higumen]. Oblichenie otvetov, dannykh raskol’nikami v zashchitu svoego novago, tak nazyvaemoo Avstriiskago sviashchenstva [Denunciation of the Answers Given by the Schismatics in Defense of Their New, So-called Austrian Priesthood]. Moscow, 1864.

Pavel Prusskii (Lednev), arkhim. [Archimandrite]. Besedy o svidetel’stvakh i sviatopodobiiakh privodimykh popovtsami v zashchitu ikh glagolemago sviashchenstva [Conversations about the Testimonies and Holy Likenesses Given by the Priests in Defense of Their Priesthood]. Moscow, 1896.

Plotnikov K. N. Rukovodstvo po oblicheniiu russkogo raskola staroobriadchestva [A Guide to Exposing the Russian Schism of the Old Believers]. Saint Petersburg, 1911.

Predtechenskii A. I. O neobkhodimosti sviashchenstva, protiv bespopovtsev [On the Need for the Priesthood, against the Bespopovtsy]. St. Petersburg, 1860