Иконография Апокалипсиса в монументальной живописи Поволжья на примере композиций, исполненных артелью Гурия Никитина
PDF

Ключевые слова

иконография, Апокалипсис, монументальная живопись, Поволжье, позднее Средневековье, Гурий iconography, Apocalypse, monumental painting, Volga region, Late Middle Ages, Guriy Nikitin

Аннотация

Статья посвящена иконографическому анализу композиций на сюжет Апокалипсиса в монументальной живописи Руси в эпоху позднего Средневековья на примере настенных росписей, исполненных артелью Гурия Никитина. Несомненно, Апокалипсис является глубоким и неповторимым по содержанию и философскому осмыслению произведением духовной литературы. История интерпретации книги Апокалипсиса с помощью изобразительного ряда многогранна и имеет свои уникальные особенности. В рамках данной статьи рассматривается формирование иконографии Апокалипсиса вмонументальной живописи Поволжья 2-й половины XVII в. на примере стенописных работ костромских иконописцев; анализируются иконографические и стилистические особенностей сюжета; выявляются причины появления и соотнесенность с конкретной исторической ситуацией. Вместе с тем в исследовании показана связь с гравированными западноевропейскими образцами и степень их влияния на сложение русской апокалиптической иконографии.

The article is devoted to the iconographic analysis of Apocalyptic compositions in the monumental painting of Russia in the Late Middle Ages (on the example of wall paintings made by Guriy Nikitin’s artel). Undoubtedly, the Apocalypse is a deep and unique work of spiritual literature in terms of a content and philosophical understanding. The story
of understanding the book of the Apocalypse with the help of a pictorial series is multifaceted and has its own unique features. This article discusses the formation of the iconography of the Apocalypse in the monumental painting of the Volga region in the 2nd half of the
17th century using examples of murals painted by Kostroma iconographers; analyzes iconographic and stylistic features of the subject; provides the reasons for its appearance and correlates it with a specific historical situation. At the same time, the study shows connection with the engraved Western European examples and the extent of their influence
on the formation of the Russian apocalyptic iconography.

https://doi.org/10.24412/2686-9497-2021-11-12-43-54
PDF

Литература

Брюсова, В. Г. Гурий Никитин / В. Г. Брюсова. М., 1982.

Брюсова, В. Г. Русская живопись XVII века / В. Г. Брюсова. М., 1984.

Бузыкина, Ю. Н. Персонификации в «Апокалипсисе» в паперти Успенского собора Московского Кремля. К вопросу о классических мотивах в древнерусском искусстве / Ю. Н. Бузыкина // XXII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): сб. статей. Ярославль, 2018. С. 15–30.

Бусева-­Давыдова, И. Л. Церковь Ильи Пророка в Ярославле / И. Л. Бусева-Давыдова, Т. А. Рутман. М., 2002.

Кильдышев, А. В. Фрески церкви Воскресения на Дебре / А. В. Кильдышев. Кострома, 1996.

Косякова, В. А. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх. Иван Грозный. Конец света / В. А. Косякова. М., 2018.

Овчинникова, Е. С. Церковь Троицы в Никитниках: памятник архитектуры и живописи XVII в. / Е. С. Овчинникова. М., 1970.

Первухин, Н. Г. Стенная роспись галереи Ильинского храма / Н. Г. Первухин // Церковь Ильи Пророка в Ярославле: в 2 т. Ярославль, 2002. Т. 1. С. 7–122.

Подковырова, В. Г. Лицевые апокалипсисы второй половины XVII — нач. XX века / В. Г. Подковырова [Описание Рукописного отдела Библиотеки РАН. Т. 10. Вып. 2]. M. — CПб., 2016.

Родионова, О. В. Трансформация образа Другого в русской монументальной живописи XV–XIX веков / О. В. Родионова // Этнодиалоги: науч.-информац. альм. 2019. № 2 (58). С. 166–186.

Российская национальная библиотека. Q. I. (Буслаев). № 1138. Л. 167 об.

Свод изображений из лицевых «Апокалипсисов» по русским рукописям с XVI-го в. по XIX-й / сост. Ф. И. Буслаев. М., 1884.

Собрание рукописных книг Е. Е. Егорова // Российская государственная библиотека. Ф. 98. № 1844.

Сукина, Л. Б. Программа цикла «Апокалипсис» в росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском / Л. Б. Сукина // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып. IV. М-лы науч. конф. 2000. М., 2001. С. 187–192.

Чилингиров, А. Влияние Дюрера и современной ему немецкой графики на иконографию поствизантийского искусства / А. Чилингиров // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

Чинякова, Г. П. Оразвитии иконографии русского лицевого апокалипсиса XVI века / Г. П. Чинякова // Традиции и современность. М., 2013. № 14. С. 119–135.

Чинякова, Г. П. Древняя Русь и Запад. Русский лицевой апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись / Г. П. Чинякова. М., 2018.

References:

Briusova V. G. Gurii Nikitin [Guriy Nikitin]. Moscow, 1982.

Briusova V. G. Russkaia zhivopis’ XVII veka [Russian Painting of the XVII Century]. Moscow, 1984.

Buzykina Iu. N. Personifikatsii v «Apokalipsise» v paperti Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremla. K voprosu o klassicheskikh motivakh v drevnerusskom iskusstve [Personifications in the “Apocalypse” in the Church-Porch of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. On the Question of Classical Motives in Ancient Russian Art]. XXII nauchnye

chteniia pamiati Iriny Petrovny Bolottsevoi (1944–1995): sbornik statei [XXII Scientific Readings in Memory of Irina Petrovna Bolottseva (1944–1995): Collection of Articles]. Yaroslavl, 2018, pp. 15–30.

Buseva-Davydova I. L., Rutman T. A. Tserkov’ Il’i Proroka v Iaroslavle [The Church of Elijah the Prophet in Yaroslavl]. Moscow, 2002.

Kil’dishev A. V. Freski tserkvi Voskreseniia na Debre [Frescoes of the Church of the Resurrection on the Debra]. Kostroma, 1996.

Kosiakova V. A. Apokalipsis Srednevekov’ia. Ieronim Boskh. Ivan Groznyi. Konets sveta [The Apocalypse of the Middle Ages. Hieronymus Bosch. Ivan the Terrible. The End of the World]. Moscow, 2018.

Ovchinnikova E. S. Tserkov’ Troitsy v Nikitnikakh: Pamiatnik arkhitektury i zhivopisi XVII v. [The Church of the Trinity in Nikitniki: A Monument of Architecture and Painting of the XVII Century]. Moscow, 1970.

Pervukhin N. G. Stennaia rospis’ galerei Il’inskogo khrama [Wall Painting of the Elijah Temple Gallery] // Tserkov’ Il’i Proroka v Iaroslavle [The Church of Elijah the Prophet in Yaroslavl]: in 2 vols. Yaroslavl, 2002, vol. 1, pp. 7–122.

Podkovyrova V. G. Litsevye Apokalipsisy vtoroi poloviny XVII — nachala XX veka [Facial Apocalypses of the Second half of the XVII — Beginning of the XX Century]. Opisanie Rukopisnogo otdela Biblioteki RAN [Description of the Manuscript Department of the Library of the Russian Academy of Sciences]. Moscow — St. Petersburg, 2016, vol. 10, issue 2.

Rodionova O. V. Transformatsiia obraza Drugogo v russkoi monumental’noi zhivopisi XV–XIX vekov [Transformation of the Image of Another in Russian Monumental Painting of the XV–XIX Centuries]. Ietnodialogi, Nauchno-informatsionnyi al’manakh — Ethnodialogies, a Scientific and Informational Almanac, 2019, no. 2 (58), pp. 166–186.

Sukina L. B. Programma tsikla «Apokalipsis» v rospisi Troitskogo sobora Danilova monastyria v Pereslavle-­Zalesskom [Program of the Apocalypse” Cycle in the Painting of the Danilov Monastery in Pereslavl-Zalessky Trinity Cathedral]. Problemy izucheniia pamiatnikov dukhovnoi imaterial’noi kul’tury. Materialy nauchnoi konferentsii — Problems of Studying Monuments of Spiritual and Material Culture. Proceedings of the Scientific

Conference, 2000. Moscow, 2001, issue IV, pp. 187–192.

Buslaev F. I. (comp.). Svod izobrazhenii iz litsevykh «Apokalipsisov» po russkim rukopisiam s XVI v. po XIX [A Set of Images from the Facial “Apokalypses” according to Russian Manuscripts from the XVI to the XIX Century]. Moscow, 1884.

Chilingirov A. Vliianie Diurera i sovremennoi emu nemetskoj grafiki na ikonografiiu postvizantiiskogo iskusstva [The Influence of Durer and Contemporary German Graphics on the Iconography of Post-Byzantine Art]. Drevnerusskoe iskusstvo. Zarubezhnye sviazi [Ancient Russian Art. Foreign Relations]. Moscow, 1975.

Chiniakova G. P. O razvitii ikonografii russkogo litsevogo Apokalipsisa XVI veka [On the Development of Iconography of the Russian Facial Apocalypse of the XVI Century]. Traditsii i sovremennost’ — Traditions and Modernity. Moscow, 2013, no. 14, pp. 119–135.

Chiniakova G. P. Drevniaia Rus’ i Zapad. Russkii litsevoi Apokalipsis XVI–XVII vekov. Miniatiura, graviura, ikona, stsenopis’ [Ancient Russia and the West. Russian Facial Apocalypse of the XVI–XVII Centuries. Miniature, Engraving, Icon, Wall Painting]. Moscow, 2018.