Мистическое богословие архимандрита Софрония (Сахарова) и западная мистическая традиция
PDF

Ключевые слова

архимандрит Софроний (Сахаров);
мистика;
мистическое богословие;
испанская мистика;
исихазм;
archimandrite Sophrony (Sakharov);
mystics;
mystical theology;
Spanish mystics;
hesychasm;

Аннотация

В статье предложен сравнительный анализ трактатов из области мистического богословия православных и католических авторов. В качестве объекта исследования выступают труды западных богословов позднего Средневековья (Фомы Кемпийского, Иоанна Креста и Терезы Авильской) и одного из первых византийских богословов, занимавшихся теоретическим обоснованием и поэтическим переложением монашеской практики исихазма, — преподобного Симеона Нового Богослова (XI в.). Особое внимание автор уделяет творениям известного православного духовника конца XX в. архимандрита Софрония (Сахарова). В результате исследования была сформулирована гипотеза о возможной гетерогенности единой христианской мистической традиции, выраженной в разные исторические периоды и в различных культурных ситуациях. Данная постановка проблемы расширяет перспективы межконфессиональных отношений, включая гипотетическую возможность взаимного признания традиционных католических и православных аскетических и мистических практик и специфической конфессионально обусловленной агиологии.

The article offers a comparative analysis of treatises from the field of mystical theology of Orthodox and Catholic authors. The object of the study is the works of Western theologians of the late Middle Ages (Thomas of Kempis, John of the Cross and Teresa of Ávila) and one of the first Byzantine theologians who were engaged in theoretical substantiation and poetic transposition of the monastic practice of hesychasm — the monk Simeon the New Theologian (the 9th century). The author pays special attention to the works of the famous Orthodox confessor of the late 20th century Archimandrite Sophrony (Sakharov). The relevance of the study is determined by the inclusion of its subject (properties
of Christian mystical theology) in the context of ecumenical dialogue, which retains its significance for strengthening and developing interfaith relations. Purpose of the research was to find parallels and points of contact between western and eastern mystical traditions. Basic research methods are comparative analysis and content analysis. As a result of the study, a hypothesis about the possible heterogeneity of a single Christian mystical tradition, expressed in different historical periods and in different cultural situations was formulated. The formulation of the problem expands the prospects for interfaith relations, including the hypothetical possibility of mutual recognition of traditional Catholic and Orthodox ascetic and mystical practices and specific confessional-conditioned hagiology.

https://doi.org/10.24411/2686-9497-2021-10004
PDF

Литература

Аверинцев, С. С. София-Логос. Словарь / С. С. Аверинцев. Дух i лiтера, 2006.

Игнатий (Брянчанинов), свт. О прелести / святитель Игнатий (Брянчанинов).

Ч. II// Azbyka.ru. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-prelesti/1_2

(дата обращения: 11.09.2020).

Иоанн Креста. Дорога на гору Кармель / Иоанн Креста. М., 2004.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица / преподобный Иоанн Лествичник. Сибирская

благозвонница. 2020.

Симеон Новый Богослов, прп. Гимн 60. Путь к созерцанию Божественного света /

преподобный Симеон Новый Богослов // Гимны. М., 2016.

Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские и практические / преподобный

Симеон Новый Богослов; пер. митр. Илариона (Алфеева) // Аzbyka.ru. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/glavy-bogoslovskie-umozritelnyei-prakticheskie-prepodobnogo-ottsa-nashego-simeona-novogo-bogoslova-igumenaobiteli-svjatogo-mamasa-ksirokerkskogo/ (дата обращения: 11.09.2020).

Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть / архимандрит Софроний (Сахаров). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2016.

Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания / архимандрит Софроний (Сахаров). СТСЛ, 2010.

Тереза Авильская. Внутренний замок, или Обители / Тереза Авильская. Брюссель,

Фома Кемпийский. О подражании Христу / Фома Кемпийский. Одесса, 2007.

Шмалий В., свящ. Богословие / священник В. Шмалий // Православная энциклопедия. 2002. Т. 5. С. 520.

References:

Averintsev S. S. Sofiia-Logos. Slovar’ [Sophia-Logos. Dictionary]. Dukh i litera. 2006.

Ignatii (Brianchaninov), svt. [St. Ignatius Brianchaninov]. O prelesti [On Spiritual Deception]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-prelesti/1_2

(accessed: 11.09.2020).

Ioann Kresta [Juan de la Cruz]. Doroga na goru Karmel’ [Ascent of Mt. Carmel]. Moscow,

Ioann Lestvichnik, prp. [rev. John Climacus]. Lestvitsa [The Ladder of Divine Ascent].

Sibirskaya blagozvonnitsa, 2020.

Simeon Novyi Bogoslov, prp. [rev. Symeon the New Theologian]. Gimn 60. Put’ k sozertsaniiu Bozhestvennogo sveta [Hymn #60. Ascent to Contemplation of the Divine

Light]. Gimny [Hymns]. Moscow, 2006

Simeon Novyi Bogoslov, prp. [rev. Symeon the New Theologian], Ilarion (Alfeev), mitr.

[Hilarion (Alfeyev), metropolitan] (transl.). Glavy bogoslovskie i prakticheskie [Chapters

of Theology and Practice]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_

Bogoslov/glavy-bogoslovskie-umozritelnye-i-prakticheskie-prepodobnogo-ottsanashego-simeona-novogo-bogoslova-igumena-obiteli-svjatogo-mamasa-ksirokerkskogo/ (accessed: 11.09.2020).

Sofronii [Sophrony] (Sakharov), arkhim. [archimandrite]. Videt’ Boga kak On est’ [We

Shall See Him As He Is]. St. Trinity Lavra of St. Sergius, 2016.

Sofronii (Sakharov), arkhim. [archimandrite Sophrony (Sakharov)]. Podvig Bogopoznaniia

[The Deed of Knowledge of God]. STSL, 2010.

Tereza Avil’skaia [Teresa Sánchez de Cepeda y Ahumada]. Vnutrennii zamok, ili Obiteli

[The Interior Castle]. Brussels, 1992.

Foma Kempiiskii [Thomas von Kempen]. O podrazhanii Khristu [The Imitation of Christ].

Odessa, 2007.

Shmalii V., sviashch. [priest]. Bogoslovie [Theology]. Pravoslavnaia entsiklopediia [The

Orthodox Encyclopedia], vol. 5, p. 520.