Современный западный модернизм в контексте богословской мысли Альфреда Луази
Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Выпуск 7
PDF

Ключевые слова

римо-католический модернизм;
Альфред Луази;
Адольф Гарнак;
Евангелие;
Иисус Христос;
Церковь;
Божественное Откровение;
догмат

Аннотация

В конце XIX — начале XX в. в западном христианском обществе появляется группа мыслителей, стремящихся переработать традиционное католическое учение в свете современных философских, исторических и психологических теорий. Воспользовавшись тем, что авторитет Римско-Католической Церкви внутри светского государства пошатнулся, эти люди проложили прямую дорогу реформам Второго Ватиканского Собора, ставшего переломным событием в истории католической политической доктрины. Так, на фоне духовного кризиса западного христианства и европейского сознания зародилось новое религиозное движение, получившее название «модернизм». Оно представляло собой реакцию со стороны клириков и мирян на постоянно растущую централизацию церковной власти римского понтифика. Наибольшее распространение модернистское движение получило на территории Франции и во многом обязано ее лидеру, ведущему теоретику Альфреду Луази. Он стал первым, кто в 1893 г. систематически изложил идеи «нового бо гословия» и религиозной традиции, благодаря которым Западная Церковь вступила в новые исторические условия своего существования, а сознание основной массы верующих людей подверглось изменению. По сути, модернизм Луази можно трактовать как метод изучения Евангелия через призму человеческой истории, отвергая при этом традиционные методы как католического, так и православного богословия. В статье изложены основные положения и принципы католического модернизма, его лидера и ведущего теоретика Альфреда Луази, демонстрируется кризис, в котором оказалось современное западное христианство и его отдаленность от православия. Автор статьи не ставит задачу глубокого и детального рассмотрения проблемы западного модернизма, но, вместе с тем, выражает стремление ознакомить читателя с модернистскими идеями Луази, показав степень противоречия западной и восточной богословской мысли.

 

At the end of the 19th and beginning of the 20th centuries, a group of thinkers appeared in Western Christian society, which sought to rework traditional Catholic teaching in the light of modern philosophical, historical and psychological theories. Taking advantage of the shaky authority of the Roman Catholic Church within a secular state, these people paved the way for the reforms of the Second Vatican Council, which became a turning point in the history of Catholic political doctrine. So, against the background of the spiritual crisis of Western Christianity and European consciousness, a new religious movement is emerging, called «modernism». It was a reaction from the clergy and laity to the ever-increasing centralization of the church authority of the Roman pontiff. The most widespread modernist movement received in France and is largely due to its leader, the leading theorist Alfred Loisy. He was the first who in 1893 systematically presented the ideas of the «new theology» and religious tradition, thanks to which the Western Church entered into new historical conditions of its existence, and the con sciousness of the majority of believers was changed. At its core, Loisy’s modernism can be
interpreted as a method of studying the gospel through the prism of human history, while rejecting, at the same time, the traditional methods of both Catholic and Orthodox theology. The article reveals the basic principles and principles of modernism of its leader and leading theoretician Alfred Loisy, thanks to which it is possible to understand the deepest crisis of modern Western Christianity and how far it has moved away from Orthodoxy. The author of the article does not set the goal of a deeper and more detailed consideration of the problem of Western modernism, but, on the one hand, seeks to introduce the reader to the modernist ideas of A. Loisy, and on the other hand, to show by comparison, how Western theological thought is opposed to Eastern theological thought.

https://doi.org/10.24411/2686-9497-2020-10005
PDF

Литература

Бердяев, Н. А. Католический модернизм и кризис современного сознания // Духовный кризис интеллигенции: статьи по общественной и религиозной психологии (1907–1909) / Н. А. Бердяев. СПб., 1910. С. 253–274.

Гарнак, А. Сущность христианства / Альфред Гарнак. СПб., 1907.

Гарнак, А. История догматов [Электронный ресурс] / Альфред Гарнак // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/g/garnak_a/text_1890_lehrbuch_der_dogmengeschichte.shtml (дата обращения: 23.09.2018).

Долгов, В. Б. Проблема пятикнижия в модернистской теологии Альфреда Луази / В. Б. Долгов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2012. С. 13–22.

Долгов, В. Б. Католический модернизм: часть западного модерна или особая реакция на него? / В. Б. Долгов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. №12 (26). С. 91–98.

Долгов, В. Б. Проблема государственно­церковных отношений в европейском католическом модернизме / В. Б. Долгов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. №2 (28). С. 52–58.

Иванов, М. С. Догмат [Электронный ресурс] / М. С. Иванов // Православная энциклопедия / под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL: http://www. pravenc.ru/text/178707.html (дата обращения: 23.09.2018).

Иванов, М. С. Воскресение Иисуса Христа / М. С. Иванов // Православная энциклопедия / под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла. M., 2005, Ч. 9. С. 414–423.

Метель, О. В. Концепция происхождения христианства Альфреда Луази / О. В. Метель // «Белые пятна» российской и мировой истории. Ногинск, 2012. С. 26–37.

Михайлов, П. Б. Проблема развития в богословии и догматике / П. Б. Михайлов // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2013. №6 (50). С. 9–23.

Спасский, А. А. Новый труд проф. А. Гарнака по истории распространения христианства [Электронный ресурс] / А. А. Спасский // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/s/ spasskij_a_a/text_1905_novyj_trud_garnaka. shtml (дата обращения: 23.09.2018).

Boynton, R. W. The catholic career of Alfred Loisy / Richard Wilson Boynton // The Harvard Theological Review. Cambridge, 1918. Vol. 11 (1). P. 3673.

Hill, H. The politics of Loisy’s Modernist theology // Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and Anti-Modernism in Historical Context / D. Jodock. Cambridge, 2000. Ch. 6. P. 169–190.

Harnack A. What is Christianity? / A. Harnack; translated by Thomas Bailey Saunders. New York, 1902. P. 133–157, 263–283.

Jodock, D. Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and Anti­Modernism in Historical Context / D. Jodock. Cambridge, 2000.

Loisy, A. F. The Gospel and the Church / Alfred Firmin Loisy. New York, 1912. P. 23–200.

References

Berdiaev N. A. Katolicheskii modernizm i krizis sovremennogo soznaniia [Catholic Modernism and the Crisis of Modern Consciousness]. Dukhovnyi krizis intelligentsii: stat’i po obshchestvennoi i religioznoi psikhologii (1907–1909) [The Spiritual Crisis of the Intelligentsia: Articles on Social and Religious Psychology (1907–1909). St. Petersburg, 1910. P. 253–274.

Garnak A. Sushchnost’ khristianstva [The Essence of Christianity]. St. Petersburg, 1907.

Garnak A. Istoriia dogmatov [The History of Dogmats]. Available at: http://az.lib.ru/g/ garnak_a/text_1890_lehrbuch_der_dogmengeschichte.shtml (accessed: 23.09.2018).

Dolgov V. B. Problema piatiknizhiia v modernistskoi teologii Al’freda Luazi [The Problem of the Pentateuch in the Modernist Theology of Alfred Loisy]. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademi — Review the Russian Christian Academy for the Humanities. St. Petersburg, 2012. P. 13–22.

Dolgov V. B. Katolicheskii modernizm: chast’ zapadnogo moderna ili osobaia reaktsiia na nego? [Catholic Modernism: Part of Western Modernity or a Special Reaction to It?]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskus stvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of the Theory and Practice. Tambov, 2012. Vol. 12 (26). P. 91–98.

Dolgov V. B. Problema gosudarstvenno­tserkovnyh otnoshenij v evropejskom kato licheskom modernizme [The Problem of Church-State Relations in European Catholic Modernism]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of the Theory and Practice. Tambov, 2013. Vol. 2 (28). P. 52–58.

Ivanov M. S. Dogmat [The Dogma]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia] / pod red. patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla [ed. by the Patriarch of Moscow and All Russia Kirill]. Available at: http://www.pravenc.ru/text/178707.html (accessed: 23.09.2018).

Ivanov M. S. Voskresenie Iisusa Hrista [The Resurrection of Jesus Christ]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia] / pod red. patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla [ed. by the Patriarch of Moscow and All Russia Kirill]. Moscow, 2005. Ch. 9. P. 414–423.

Metel O. V. Kontseptsiia proiskhozhdeniia khristianstva Al’freda Luazi [The Concept of the Origin of Christianity by Alfred Loisy]. «Belye piatna» rossiiskoi i mirovoi istorii [«White spots» of Russian and World History]. Noginsk, 2012. P. 26–37.

Mikhailov P. B. Problema razvitiia v bogoslovii i dogmatike [The Problem of Development in Theology and Dogma]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriia 1: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie — Review the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series 1: Theology. Philosophy. Religious Studies. Moscow, 2013. Vol. 6. (50). P. 9–23.

Spasskii A. A. Novyi trud prof. A. Garnaka po istorii rasprostraneniia khristianstva [The New Work by Prof. A. Harnack about the History of the Spread of Christianity]. Available at: http://az.lib.ru/s/spasskij_a_a/text_1905_novyj_trud_garnaka.html (accessed: 23.09.2018).

Boynton R. W. The catholic career of Alfred Loisy. The Harvard Theological Review. Cambridge, 1918. Vol. 11 (1). P. 3673.

Hill H. The politics of Loisy’s Modernist theology. Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and Anti­Modernism in Historical Context / D. Jodock. Cambridge, 2000. Ch. 6. P. 169–190.

Harnack A. What is Christianity? / trans. by Thomas Bailey Saunders. New York, 1902. P. 133–157, 263–283.

Jodock D. Catholicism Contending with Modernity. Roman Catholic Modernism and AntiModernism in Historical Context. Cambridge, 2000.

Loisy A. F. The Gospel and the Church. New York, 1912. P. 23–200.